Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Ростовское региональное отделение

Координатор по Южному федеральному округу

(863) 290-71-57
(863) 290-71-57
Ростовское региональное отделение ЦЭПК
344011, г. Ростов-на-Дону, ул. Тельмана, 10
 
26.01.2011
26.12.2010
20.12.2010
30.05.2008

Here a test

TEST MESSAGE

Областной семинар «Природа-Энергия-Будущее»

Инициатором проведения Областного семинара «Природа-Энергия-Будущее» выступила Ассоциация «Живая природа степи».
Партнеры: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Центр экологической политики и культуры, ООО «Ростоврегионгаз», ОАО «Ростовоблгаз», Центр развития детских и молодежных социальных инициатив Ростовского Дворца творчества детей и молодежи, Ростовская региональная детско-молодежная общественная организация «Содружество детей и молодежи Дона».
 
Целями  семинара стали:
 - повышение уровня информированности педагогов образовательных учреждений области об актуальности ресурсосбережения и способах повышения энергоэффективности;
- эффективная организация эколого-просветительских мероприятий в рамках Областной программы «Природа-Энергия-Будущее».
- технология и методики реализации Областной программы «Природа-Энергия-Будущее».
Участники – 64 человека – это учителя, методисты Центров дополнительного образования города и области.
 
Семинар открывал Председатель Ассоциации «Живая природа степи», профессор Виктор Миноранский. Далее, выступила Светлана Толчеева - Заместитель Председателя Ассоциации. Она акцентировала внимание на том, что организация, развивая идеи энергоэффективности,  с начала года, провела целый комплекс мероприятий. Она отметила, что очень многие из них были поддержаны как профильными министерствами, общественными организациями так и крупными компаниями.   Вот основные:
 Областной экологический конкурс среди школьников «Включи смекалку – сохрани энергию!» (Статистика: Приняли участие около 40-ка общественных объединений области и 57 общеобразовательных школ);
Экологический  лагерь для школьников «Окружающая среда и ее ресурсы». (Статистика: 20 участников, продолжительность - 2 дня);
Областная экологическая школа «Природа-Энергия-Будущее» (Статистика: Участники – 40 учителей и руководителей общественных экологических объединений со всей области. Продолжительность: 4 дня.
В рамках школы состоялась презентация Областной экологической программы: «Природа-Энергия-Будущее», главной задачей которой является пропаганда энергосбережения среди школьников, формирование энергосберегающего типа мышления.
В рамках школы прошел тренинг «Инновационные методики проведения интерактивных обучающих занятий" продолжительностью 4 часа. Участники посмотрели фильм "Век глупцов", познакомились с методикой серендипити, и узнали методические рекомендации по использованию стимульно-визуального материала для проведения интерактивных занятий в школах);
На телеканале РБК «Южный Регион» были размещены 6 роликов по энергоэффективности.
 
В рамках Программы размещения социальной рекламы в г. Ростов-на-Дону, размещены баннеры по этой теме и транслируются ролики на цифровых экранах города.
 
С МОУДОД Эколого-Биологический Центр достигнута договоренность о сотрудничестве по вопросу организации на его базе Центра по энергосбережению.
 
Завершая свое выступление, заместитель Председателя призвала к активному участию  в инициированной
Ассоциацией Областной программе «Природа-Энергия-Будущее», которая предусматривает проведение социально-значимых акций и конкурсов с октября 2010 по сентябрь 2011 года:
1.         конкурса проектов по энергосбережению «Я, ты, мы и энергия»,
2.         конкурса рекламно-информационных материалов: «Сделай выбор!»
3.         конкурса изделий и поделок из вторичных ресурсов «Продли жизнь!», 
4.         конкурса фотографий «Природа в JPG »,
5.         акции «Нет пакетам!».
 
Далее, с докладом «Реализация на территории Ростовской области Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  выступил Алексей Негеля - Руководитель сектора энергосбережения Министерства  промышленности и энергетики Ростовской области. Он рассказал о том, что реализация мероприятий, обозначенных Областной долгосрочной целевой программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года, начнется с 2011 года. В течение периода действия программы будут реализованы следующие подпрограммы: «Энергосбережение в областных бюджетных учреждениях»,  «Энергосбережение в коммунальном хозяйстве области», «Энергосбережение в жилищном фонде области», «Энергосбережение в производстве и передаче энергоресурсов», «Энергосбережение в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве».
Подробно, Алексей Негеля осветил вопросы популяризации энергосбережения среди потребителей области, которые включены в Областную долгосрочную целевую программу. Целью популяризации является формирование  культуры энергетической эффективности у потребителей энергоресурсов. Предполагается, что это будет осуществляться за счет:
1. Организации пропаганды энергосбережения для эффективного воздействия на жителей по принципу информационной волны с привлечением отечественных и международных общественных организаций (Глобальный экологический фонд, «Гринпис» и др.).
2. Активного формирования общественного порицания энергорасточительства и престижа экономного отношения к энергоресурсам в обществе.
3. Предоставление в простых и доступных формах информации о способах энергосбережения в быту, преимуществах энергосберегающих технологий и оборудования, особенностях их выбора и эксплуатации.
4. Вовлечения в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения города, общественных организаций, управляющих компаний и ТСЖ.
5. Организации информационного обеспечения мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения путем издания специализированного печатного издания.
6. Проведения занятий по основам энергосбережения среди учащихся образовательных учреждений, позволяющих формировать мировоззрение на рачительное использование энергии, начиная с детского возраста.
Завершая выступление, Алексей Негеля, отметил, что такие инициативы, которые реализует  Ассоциация «Живая природа степи», крайне важны и своевременны.
 
Следующие выступающие Анатолий Ерохин - Ведущий инженер ОАО «Ростовоблгаз» и Валентина Абраухова – Директор Дворца творчества детей и молодежи, рассказали об опыте энергосбережения в своих организациях.
Сергей Вейсенберг – руководитель Ростовского филиала «Российского энергетического агенства» Министерства энергетики РФ во время своего выступления презентовал Азбуку энергоэффективных советов. В брошюре доступным языком изложены основные советы по сбережению электроэнергии, воды и тепла.
Далее, Руководитель городской экологической Лиги детских и молодежных объединений Светлана Вишневецкая рассказала о социальных аспектах реализации программы «Природа-Энергия-Будущее».
Завершил работу семинара тренинг «Особенности обучения поколения Y (игрек)» и
 «Использование стимульного визуального материала для эмоционального вовлечения поколения Y».

Научно-практическая конференция «Антикоррупционная составляющая социального управления: Роль государства и гражданского общества»

Организаторами выступили  комитет по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям администрации области совместно с аппаратом комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области.

В мероприятии приняли участие заместитель губернатора по взаимодействию с административными органами - руководитель аппарата главы администрации области Вячеслав Василенко, представители органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, казачества, научного сообщества, лидеры молодежных организаций.
В рамках программы обсуждались вопросы борьбы с коррупцией, участия в формировании антикоррупционного сознания представителей гражданского общества, СМИ, участия общественных организаций в проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Участники выработали свои рекомендации органам гос.власти области, органам местного самоуправления, общественным объединениям области и научного сообществу.
В частности, общественным объединениям было рекомендовано: осуществлять общественную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих права и интересы граждан;
Активизировать участие членов объединений в работе комиссий, общественных советов при государственных органах;
В своей просветительской деятельности способствовать формированию у населения гражданской позиции, непримиримого отношения к коррупции и противодействия ее проявлениям во всех формах;
Молодежным общественным организациям Дона и студенческим союзам рассмотреть возможность разработки цикла мероприятий по воспитанию у молодежи нетерпимого отношения ко всем проявлениям коррупции, создания «молодежного телефона доверия» для информирования правоохранительных органов обо всех коррупционных проявлениях.
Редакциям средств массовых информаций Ростовской области рассмотреть возможность подготовки цикла передач, документальных фильмов, серий статей о журналистских расследованиях по фактам проявления коррупции в Ростовской области.
 

Первая Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ»

В трех пленарных заседаниях Конференции, открытой секции "Участие институтов гражданского общества в работе по повышению эффективности бюджетных расходов на социально значимые проекты", десяти мастер-классах и семинарах приняли участие 597 делегатов. Среди них - представители федеральных и региональных органов гос. власти, некоммерческих организаций, в т.ч.  и представитель Ассоциации «Живая природа степи», социально-ответственного бизнеса и СМИ из 71 региона РФ. Кандидатуры в делегаты Конференции проходили процедуру согласования возможности их участия с администрациями субъектов РФ.

 Цели Конференции: информирование организаций о существующих механизмах господдержки социально-значимых проектов; выработка решений по совершенствованию регламентов подачи заявок на получение господдержки, деятельности экспертных комиссий по определению лучших проектов; содействие становлению стратегического партнерства экспертного сообщества, органов государственной власти, бизнес-структур и институтов гражданского общества; обмен лучшим опытом реализации субсидируемых проектов; обучение социальному предпринимательству и организации социально-значимых мероприятий.

 Ведущим пленарных заседаний выступил генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества, председатель Подготовительного комитета Первой Всероссийской конференции "ГОСГРАНТ" Александр АЙГИСТОВ.

 В пленарных заседаниях Конференции выступили с докладами советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М.А. ФЕДОТОВ, начальник управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы В.Б. МИШЕЛОВИН, начальник отдела общественных и политических организаций Комитета общественных связей г. Москвы С.А. ГЛАДКОВА, начальник отдела анализа и методического обеспечения деятельности территориальных органов Министерства юстиции РФ А.В. КОТОВА, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ И.В. КУЗНЕЦОВА, председатель правления Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб» К.К. КОСТИНА, директор Международной программы стипендий Фонда Форда в России О.И. ОРАЧЕВА, генеральный директор Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» И.Ф. МАЛИКОВА, председатель правления Национального совета социальной информации С.Б. ДВОРКО, консультант управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям С.А. ДЗЮБИНСКАЯ, руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования М.А. ТАРУСИН, руководитель юридической службы НП «Юристы за гражданское общество» О.В. СВИРИДЕНКОВА,  директор Ресурсного правозащитного центра М.А. КАНЕВСКАЯ, директор НИИ "Экономика и управление устойчивым развитием" РЭУ им. Г.В. Плеханова К.Э. АРАКЕЛЯН, директор службы PR Фонда региональных социальных программ Вагита Алекперова "Наше будущее" И.А. ПАВЛОВА, редактор Портала НКО, специалист по общественным технологиям А.В. ЗВЕРЕВ,  научный руководитель «Специализированного Центра - конкурсные торги (тендеры)» при МЭИ (ТУ) Г.М. ВЕДЕНЕЕВ, руководитель стратегических программ компании Microsoft И.С. ГРИКУРОВА и др.

Впервые в рамках мероприятий Конференции представители государственных органов, операторов государственных грантов, некоммерческих фондов и организаций-грантополучателей обсудили ключевые вопросы в области предоставления государственной и негосударственной поддержки, связанные с упрощением процедуры, справедливостью решений, эффективностью результатов, достоверностью отчетов и др.

 Во второй день Конференции в два потока прошли обучающие семинары и мастер-классы для НКО, детских, молодежных, образовательных организаций, организаций - СМИ, социально-ориентированных бизнес-структур. Делегаты Конференции прошли обучение по юридическим аспектам оформления и реализации социально значимых проектов, способам размещения государственного и муниципального заказов, ключевым параметрам и коммуникационным навыкам в социальном предпринимательстве, основам законодательства некоммерческих организаций, общественным технологиям как формам реализации общественного контроля, правильной презентации социально значимого проекта, налогообложению в некоммерческом секторе, позиционированию и популяризации социально значимых брендов с применением маркетинговых инструментов информационного общества, использованию современных информационных технологий в сфере НКО.

 По результатам конференции будут выработаны рекомендации по совершенствованию механизма предоставления субсидий, улучшению контроля за исполнением и прозрачностью, совершенствованию регламентов подачи заявок на грант, улучшению работы экспертных комиссий по определению наиболее достойных проектов и по отчетности. Также принято решение по созданию общественного портала «ГОСГРАНТ» (www.GOSGRANT.ru), на котором будет размещена видеозапись пленарных заседаний, мастер-классов и семинаров, интервью участников Конференции. На этом портале делегаты хотели бы видеть информацию о государственных и общественных  грантооператорах, фондах и меценатах, а также информацию об интернет-ресурсах для грантозаявителей.

 Подготовительным комитетом ведется работа по обработке предложений докладчиков и делегатов Конференции в итоговую резолюцию. На заключительном заседании принято решение  о создании форума Конференции, на котором её участники смогут в течение месяца разместить свои предложения. Результаты работы Конференции лягут в основу дальнейших мероприятий по созданию новых регламентов в области государственной поддержки социально значимых проектов. Резолюция, по предложению делегатов Конференции «ГОСГРАНТ», будет направлена в Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Гос. Думу ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ и др. инстанции.

 Делегаты Конференции поручили Российскому Агентству развития информационного общества (РАРИО) и Российскому общественному совету информационного развития (Росинформразвитие) в срок до следующей (второй) конференции "ГОСГРАНТ", которая может быть проведена уже в мае-июне 2011 года, рассмотреть вопрос о создании союза (ассоциации) некоммерческих организаций России, а также представить делегатам проект устава новой организации. Такой союз, по мнению участников Конференции, может вести независимый  общественный реестр некоммерческих организаций с присвоенными им статусами с учетом выполненных ранее социально значимых проектов. Экспертами в данном случае должны выступить сами члены такого союза. Также в задачи союза будут входить вопросы защиты интересов организаций - членов союза.

 Участники мероприятия выразили особое пожелание по значительному увеличению выделяемых средств для поддержки социально значимых проектов, а также скорейшему принятию закона о льготах для благотворителей. Они считают, что гранты, выделяемые в России, попадают под стандартное налогообложение юридических лиц, а должны, как в развитых странах, выделяться напрямую исполнителям проектов и быть очищенными от налогов, в т.ч. и подоходного. Скорополительность исполнения гранта затрудняет, к примеру, любые исследования: выделенные средства обязательно должны быть потрачены в текущем году. Федеральный закон о госзакупках №94-ФЗ также не способствует отбору лучших научных компаний, а приводит, зачастую, к финансированию дешёвых и некачественных проектов.

 

Грантооператоры обратили внимание претендентов на получение господдержки на тот факт, что документы, подаваемые на конкурс, оформляются ими в большинстве случаев весьма поверхностно, неаккуратно, а, порой, безграмотно, что вызывает постоянные претензии организаторов конкурса и резко снижает вероятность успеха. Требования к документации определены Администрацией Президента РФ и не могут быть игнорированы.

 Докладчики отметили, что в помощь грантооператорам необходимо в будущем организовать собственную сеть некоммерческих структур. Располагая сетью,  обладая общей идеологией, целями и задачами, появляются новые возможности экспертизы и сотрудничества. 

Представители контролирующих органов констатировали, что именно Федеральная антимонопольная служба  даёт согласие на предоставление государственных и муниципальных преференций. Этот термин появился в середине прошлого года, заменив понятие «поддержка». Преференции являются преимуществами, предоставляемыми федеральными органами исполнительной власти для наилучшего ведения хозяйственной деятельности. Преференции могут быть выражены денежными средствами, имущественной поддержкой в виде помещений, льгот по их аренде, передаче собственности в безвозмездное пользование.

Участники Конференции приняли к сведению, что статья 19 Закона «О защите конкуренции», содержащая список целей предоставления преференций, была значительно расширена вторым антимонопольным пакетом. Образование и наука, охрана объектов культурного наследия, культура и искусство, поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций – всё это может теперь являться целями предоставления преференций.

 Было отмечено, что в 2009-ом году лишь 1% заявок из 5 тысяч, поступивших в ФАС России, коснулся образования и науки, 2% - научных исследований, практически 0% (16 штук) – охраны объектов культурного наследия, 11% - развития культуры и искусства. Наибольшее количество заявок было направлено на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Из 3 тысяч заявок в 2010-ом году на поддержку предпринимательства подано уже 58%, и примерно такое же количество на остальные нужды.

 Контролирующие органы выявили в 2010-ом году значительный процент нарушений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных преференций. В ФАС России действует 22 экспертных совета, а также советы общественно-консультативные, в том числе в территориальных органах ФАС. Важно, чтобы в этих советах участвовали представители некоммерческого сектора, а также представители СМИ, публикации которых часто являются основой для возбуждения дел по нарушению конкурентного законодательства.

 Участники пленарного заседания конференции внесли в итоговую резолюцию большое число предложений по совершенствованию системы государственной поддержки НКО. Была отмечена недостаточная информированность граждан о развитии некоммерческого сектора в стране, институтов гражданского общества в целом. Как следствие - отсутствие скоординированных действий "по горизонтали", то есть внутри самого некоммерческого сектора. Необходима организация или некая ассоциация, которая взяла бы на себя миссию и ответственность по информированию организаций, в первую очередь НКО, о возможностях  и сроках получения государственных субсидий. Предлагается определить обязательный перечень СМИ, на которых заблаговременно будет опубликована конкурсная информация.

 В частности, было предложено изменить сам принцип отбора проектов. По мнению делегатов Конференции, эксперты организаций, распределяющих гранты, должны в первую очередь оценивать состоятельность и заслуги организаций-грантозаявителей: когда и кем создана; статус (сельская, городская, региональная, межрегиональная, федеральная, международная); когда и в какие сроки ранее выполнены социально значимые проекты; их масштаб, результаты, подтвержденная польза, количество отзывов в СМИ и сети Интернет, наличие отчетов, ранее размещенных для общественного доступа. Возможно также упростить требования к первичным заявкам путем проведения конкурса концепций проектов. При этом только на втором этапе конкурса авторы отобранных концепций предлагают развернутый проект с детализированным бюджетом. Соответственно, возможно упрощение требований к документам, первично прилагаемым к заявкам.

 Делегаты Конференции предложили грантооператорам по возможности перевести подачу заявок в электронный вид, а также полностью исключить такие требования грантооператоров, как распечатка полного пакета документов для десяти экспертов. Необходимо также определить более удобный с технической точки зрения формат грантовой заявки.

 Важно, по мнению участников Конференции, в обязательном порядке сообщать грантозаявителям даже короткое содержание экспертизы, при этом фамилии экспертов могут не сообщаться, а, например, быть пронумерованы. Для рассмотрения жалоб грантозаявителей предлагается создать аппеляционную комиссию. Интересен в этом случае опыт ЮНИСЕФ, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и др., когда грантозаявитель может лично защищать свой проект, а жюри открыто высказывает свои замечания, задает вопросы и т.п. Для представителей регионов, которые активно пользуются инструментами современного информационного общества, также проблем не будет.

 Руководители некоммерческих организаций единодушно высказались за льготные условия налогообложения для НКО на фонд оплаты труда, а также  сочли нецелесообразным открытие по требованию грантооператоров дополнительных счетов в других банках, т.к. это приводит к удвоению работы бухгалтерии.

 Делегаты Конференции предложили получателям наиболее крупных (финансово-емких) грантов отчитываться перед НКО-сообществом посредством телевидения, радио, различных онлайн сервисов. Как вариант, предлагается включить отдельным пунктом в договор с грантополучателем обязательное освещение результатов его работы в СМИ.

 Представители регионов посетовали на незнание федеральными экспертами ситуации "на местах" и предложили часть президентских грантов распределять в субъектах РФ. Другой вариант - включать в состав федеральных экспертных комиссий специалистов из регионов.

 Делегаты Конференции предложили в 2011 году уделить особое внимание проектам в области межнациональных отношений и толерантности, по популяризации здорового образа жизни  и противодействию распространению наркотиков, а также привлечению граждан к активной жизни в информационном обществе. Отдельные выступающие отметили необходимость стимулирования участия общеобразовательных школ и средних учебных заведений в качестве соучредителей социально ориентированных некоммерческих организаций. Было высказано мнение о важности вовлечения в процесс социальной помощи населению детей и их родителей.

 Прием предложений в резолюцию Первой Всероссийской конференции "ГОСГРАНТ" по решению делегатов продолжается до 30 декабря 2010 года.

Семинар-практикум, 15-16 декабря, Общественная Палата РФ

«Основная задача экологов сегодня — сбережение здоровья населения, т.к. качество и продолжительность жизни людей напрямую зависят от того, какую они пьют воду, какую едят пищу. Если наша модернизационная экономика будет экологичной, это станет существенным вкладом в здоровье населения, — отметил руководитель Межкомиссионной рабочей группы по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенёв, — Общественная палата одной из первых почувствовала актуальность этой темы и, думаю, она будет развивать ее и дальше».

«После того как обращения граждан в Общественную палату увеличились за год более чем в три раза, Совет ОП принял решение об открытии „горячей линии“ по проблемам экологии. С момента начала ее работы в июле этого года, поступило более 700 звонков», — рассказал руководитель «горячей линией ОП по экологии» Олег Сольский.

По его словам, в основном граждане жаловались на выбросы промышленных предприятий. «В списке ОП их уже более 50 и по всем обращениям ведутся проверки», — отметил он.

О работе с жалобами, поступающими на «горячую линию», и борьбе за более высокий статус экологического контроля рассказала эксперт по экологическому праву ОП РФ Ольга Разбаш: «Например, из звонков граждан на „горячую линию“ Общественной палаты стало известно, что многие предприятия при возведении новых цехов нарушают границы санитарно-защитных зон. Во многих городах, где размещены градообразующие предприятия, жилой сектор находится слишком близко к этим заводам. Порой жилые кварталы или социальные объекты, такие как детские сады, школы, детские поликлиники находятся непосредственно в санитарно-защитной зоне».

По словам эксперта, зачастую вопрос об отселении людей не терпит промедления. В качестве примера она привела район в г. Ревда, расположенный в непосредственной близости к Среднеуральскому медеплавильномузаводу, где в пробах почвы концентрация меди составляет сотни ПДК, свинца — десятки ПДК.

«Практически в каждом случае отмечается систематическое нарушение правил водопользования и охраны водных объектов. Кроме того, нарушается российское законодательство и в области обращения с отходами производства», — отметила Ольга Разбаш.

Она также подчеркнула, что согласно действующему законодательству наказание за загрязнение окружающей среды несоразмерно получаемой предприятиями коммерческой выгоде: штрафы для юридических лиц с многомиллионными прибылями составляют 3 000 руб, 10 000 руб. и т.д.

Говоря о возможных путях решения проблемы, Ольга Разбаш отметила необходимость усиления роли государства с продуманной политикой в области экологической безопасности (система санкций и экономических механизмов для «продвинутого» бизнеса; усиление ответственности за загрязнение окружающей среды, отмена экологических индульгенций); усиление роли гражданского общества; финансовую и методическую поддержку экологических НКО со стороны государства. «Экологические неправительственные организации могли бы стать локомотивом в этом процессе», — считает она.

Одна из участниц заседания отметила, что общественный контроль — это работа «вдогонку», поскольку в стране совершенно отсутствует экологическое образование. По ее словам, с 1992 года экологическая общественность пытается продвинуть закон об экологическом образовании и культуре. «Без сформированной в подрастающем поколении системы ценностей, которая будет в том числе включать экологические постулаты, мы ничего не сдвинем в данном вопросе», — считает общественница.

Ольга Разбаш также рассказала собравшимся, что сейчас отмечается сближение российского и европейского законодательств: «В основе природоохранных мероприятий в странах ЕС 12 лет использовалась директива 1996 года о комплексном контроле за загрязнением окружающей среды, 2 года действует новая Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. Целью этой Директивы является обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых всеми видами негативного воздействия хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.55 Базового Соглашения между ЕС и РФ, наша страна обязалась гармонизировать российское законодательство с европейским».

Очень важным она назвала законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)». Согласно этому законопроекту, российской промышленности предлагается перейти на систему нормирования, основанную на концентрации «наилучших доступных технологий»: в проекте закреплены основные понятия и принципы внедрения наилучших существующих технологий, цели их внедрения и критерии определения для включения в реестр.

«Этот законопроект должен пройти общественную и государственную экологическую экспертизу, т.к. он имеет огромную общественную значимость, — подчеркнула эксперт ОП, — Общественный экологический контроль создаст большую инвестиционную привлекательность России для иностранных инвесторов, станет инструментом для улучшения управления и процесса принятия эффективных и адекватных эколого-значимых решений, улучшит правоприменительную практику, международный информационный обмен, а значит — инвестиционный климат».

«Россия не может оставаться в изоляции. Развитие общественного экологического контроля неизбежно», — заявила она и привела примеры общественного участия в решении экологических проблем: защиту Химкинского леса, борьбу за перенос места строительства Охта-центра.

По мнению Ольги Разбаш, пренебрежение общественным контролем приводит страну к неизбежному росту правового нигилизма.

О проведении экологических пикетов и акций рассказала сотрудник пресс-службы Екатерина Глебова: «После получения информации на „горячую линию“ мы выезжали на места и видели, как работают общественные организации, желающие привлечь внимание населения и СМИ к существующей экологической проблеме. Например, в Первоуральске, где новотрубный завод построил электросталеплавильный комплекс, кредитором строительства выступил Европейский Реконструкции и Развития, в уставе которого заложено, что определенный процент таких кредитов должен быть израсходован на природоохранные мероприятия. По словам местных экологов, мероприятия не были выполнены... Тогда экологи сделали чучело с изображением лица директора ЕБРР и сожгли его в знак протеста. Безусловно, такая акция не могла пройти не замеченной, тем более ее освещали местные СМИ. Не исключено, что дирекции завода еще предстоит непростой разговор с теми, кто выдавал кредит».

Екатерина Глебова также рассказала собравшимся о некоторых практических шагах, которые могли бы стать инструментом экологов-общественников для широкого освещения своей деятельности в СМИ, а также для организации переговорного процесса между властью, бизнесом и обществом на площадках региональных общественных палат.


Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России